Информация Уполномоченого по правам ребёнка

Ребёнок в семье (о чем нужно знать каждому ребёнку)

Информация подготовлена Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области
Козловой Т.В. с использованием материалов, опубликованных в журнале «Защити меня»

Семья - маленький остров, на котором мы рождаемся и взрослеем. Здесь мы получаем все необходимое, чтобы вступить во взрослую жизнь. А, став взрослыми, создаем семью сами, начинаем воспитывать собственных детей. И так продолжается из поколения в поколение. Семья - естественная среда для жизни ребенка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребенка неотделимы от семьи. Семья несет за них ответственность. В «Конвенции о правах ребенка» закреплено, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Чрезвычайно важно обеспечение равновесия между правами ребенка как личности и воспитательной и защитной ролью его семьи. Обеспечение интересов ребенка - предмет основной, но не единственной заботы их родителей, важен учет родителями своих интересов, интересов всех детей в семье, интересов семьи в целом.

Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Государство должно уважать права и обязанности родителей и лиц, их замещающих (опекунов, попечителей, приемных родителей) и несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка. Если права ребенка нарушаются в семье, их нужно защищать соответствующим службам.

Кого принято считать детьми?
Российское законодательство и Конвенция ООН о правах ребенка, которая на территории нашей страны вступила в силу 2 сентября 1990 года, определяют, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Государство наделяет детей особыми правами, в том числе правом на особую заботу и помощь.
Какие права ребенок имеет в семье?
Этих прав достаточно много: это право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право проживать совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка, право на заботу с их стороны, право на получение имени, отчества и фамилии, право на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении их родительских прав — на воспитание опекуном, попечителем, приемным родителем или детским учреждением, право на всестороннее развитие, на уважение человеческого достоинства, право на защиту, на выражение собственного мнения, на получение средств к существованию, право общаться с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками (это право сохраняется и за ребенком, находящимся на воспитании в сиротском учреждении, а также попавшим в экстремальную ситуацию: находящимся в следственном изоляторе, больнице и т.д.).
Положение любого человека в обществе и в семье определяется не только его правами, но и обязанностями и ответственностью. Поведение детей должно отвечать моральным, нравственным представлениям. В меру своих возможностей, дети должны помогать родителям и должны выполнять те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители: хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.д.
Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка до 18 лет?
Эта ответственность лежит, в первую очередь, на родителях, а также органах опеки и попечительства, прокуратуре и суде. При нарушении прав и законных интересов родителями ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении возраста 14 лет — может обращаться для защиты своих интересов в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства. За содействием в защите своих прав ребенок может обратиться и к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области.
Как можно изменить имя и фамилию ребенка?
Если ребенку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребенка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя и фамилию ребенка. Если второй родитель проживает отдельно, необходимо учитывать его мнение. Если местонахождение родителя неизвестно или он лишен родительских прав, учет его мнения становится необязательным.
Имеют ли право родители представлять интересы своих детей, если между интересами детей и их родителей есть существенные противоречия?
Нет, не могут, органом опеки и попечительства при установлении этих противоречий назначается представитель для защиты прав и интересов ребенка.
Какую ответственность несут родители, осуществляющие родительские права вущерб правам и интересам детей, допускающие жестокость по отношению к детям?
При непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье законом для родителей предусмотрено «лишение родителей родительских прав» или «ограничение родительских прав». Ограничение родительских прав осуществляется судом, это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев обязан предъявить иск о лишении родительских прав. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. С согласия органа опеки и попечительства или иных законных представителей ребенка такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, если родители:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Родитель, лишенный родительских прав, лишается всех прав, основанных на факте родства с ребенком, но это не освобождает его от обязанности содержать своего ребенка.
Если родитель изменил свое поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть судом восстановлен в родительских правах.

С какого возраста ребенок имеет право выражать собственное мнение?
При решении в семье любого вопроса, затрагивающего личные интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение, в том числе в ходе судебного или административного разбирательства. Как только ребенку исполняется 10 лет, учет его мнения становится обязательным. Изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, лишенного по суду родительских прав, усыновление, передача ребенка на воспитание в приемную семью, под патронат возможны только с его согласия, если ребенку исполнилось 10 лет.

Конвенция о правах ребенка требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать свое мнение, И этим взглядам необходимо уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью маленького гражданина.

Ребёнок в медиа-пространстве (право ребёнка на безопасность)

Информация подготовлена Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области Козловой Т.В. (по материалам Национального узла Интернет-безопасност и в России, www, safer unet г и)

Правила безопасности при работе в Интернете.

— Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели бы, чтобы поступали с вами.
— Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете, за ними скрываются настоящие люди и реальный труд.
— Не сохраняйте на своем компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев, какими бы заманчивыми они не были.

— Обязательно устанавливайте антивирус и фаервол и регулярно обновляйте их базы.
— Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением *.ехе.
— Старайтесь давать как можно меньше информации о себе в Интернете.
— Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

Какие угрозы Интернета встречаются наиболее часто?
Все интернет-угрозы условно можно разделить на две группы:
— интернет-угрозы, связанные с безопасностью компьютера, с которого совершается выход в интернет;
— интернет-угрозы психологического характера для детей. Прежде всего, это:
Угроза заражения вредоносными программами. Доступ к нежелательному содержимому. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.
Неконтролируемые покупки.
Как защититься от хамства и оскорблений в Интернете?

1. Игнорируйте оскорбителя (Не отвечать ему и не поддаваться на провокации. Продолжать общаться на этом же ресурсе с людьми, приятными и близкими Вам по духу).
2. Сообщите модератору.
3. Найдите другой ресурс.
(Что не нужно делать: грубить в ответ, угрожать последствиями в реальной жизни, создавать на форуме темы с жалобами).

Как защититься от негативного использования персональной информации в социальных сетях?

1. По возможности используйте псевдонимы.
2. Используйте лишь электронные способы связи, причем созданные специально для таких контактов.
3. Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет.
4. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все подряд заявки для количества.
5. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям.

Информация для родителей.
Рекомендации, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для Ваших детей:

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет.
2. Объясните детям, что:

— если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться, с вами своим беспокойством;
— при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
— нельзя выдавать свои личные данные (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери);
— в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
— правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
— никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
— далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет — правда.

3. Приучите детей спрашивать о том, в чем они не уверены.
4. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения.

Как защитить детей от онлайн-педофилов?

1. Контролируйте время, которое ребенок проводит в Интернете.
2. Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете Ваш ребенок.
3. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести мягкий обучающий разговор.
4. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит Ваш ребенок.
5. При обнаружении признаков совращения следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.
6. Если Вы увидели в Сети детскую порнографию — сообщите об этом на «Горячую линию» по борьбе с противоправным контентом в Интернете Национального узла Интернет-безопасности в России, www.saferunet.ru

Как защитить детей от Интернет-зависимости?

Родители в состоянии избавить своего ребенка от возникновения интернет-зависимости — причем задолго до того, как это придется делать психологу или психиатру. Для этого необходимо:
— Как можно больше общаться с ребенком.
— Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
— Не сердиться на ребенка за увлечение играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.

— Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
— Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
— Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
— Ребенку обязательно нужно чувствовать Вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.

Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но, как и реальный мир, всемирная паутина также может быть весьма опасна.
Многие родители не подозревают о том, что вместе с покупкой компьютера и подключением его к сети Интернет для получения доступа к полезной и нужной информации они приобретают и массу серьезных проблем,, при наличии которых незаменимый источник доступа к СМИ -компьютер может стать для семьи и ребенка настоящим врагом,
В социальных сетях дети могут столкнуться с разнообразными опасностями: развращение, вовлечение в сексуальные действия, внушение противоправного и асоциального мировоззрения (экстремизм, терроризм, культура насилия), киберунижение, сбор информации о детях и их окружении с целью совершения противоправных действий.
Некоторые родители, полагая, что их дети могут сами, разобраться в потоке информации, содержащейся в сети Интернет, позволяют им, без надзора со стороны старших, находиться в Сети довольно длительное время. Что касается родителей подростков, то они зачастую просто не представляют, сколько времени на самом деле проводят за компьютером, находясь непосредственно в сети онлайн, их подросшие дети.
Помимо того, что долгое нахождение детей возле компьютера представляет опасность для их физического здоровья, зачастую содержащаяся в Сети информация и, тем более, сетевые игры наносят невосполнимый ущерб их психическому развитию и нравственному здоровью, вплоть до формирования у детей виртуальной зависимости.
Такие игры могут быть опасны для детей, если они содержат элементы агрессии. Убивая других персонажей игры в сети онлайн, дети становятся более жестокими. Жестокость и вседозволенность, которая позволена игрокам в виртуальном мире, уже «выплескивается через край» и перерастает в различные формы детской, подростковой и молодежной агрессивности и заканчивается применением насилия в реальном мире.
Кроме того, не дремлют в сети и «добренькие тети и дяди», которые так и норовят пригласить детей сниматься в «хорошем и веселом кино» или «устроиться на хорошую работу». Зачастую за такими предложениями кроется опасность совращения несовершеннолетних либо попытка завлечения их в секту.
Это далеко не все подводные камни, которые поджидают детей в сети онлайн. Интернет представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной, а возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе. Сегодня все острее встает проблема обеспечения безопасности детей в Интернет.
Взрослым следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Общество без жестокости к детям. (Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье).

Информация подготовлена Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области Козловой Т.В., в рамках общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Извлечения из международно-правовых документов о запрете на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)
провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию. Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации… имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

 

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.)
— документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, — таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.)
провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, н е п р и ко с н о в е н н ость жилища и тайму корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, ад м и н и с т р ат и в н ы е, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В статье 24 подчеркиваемая необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27-о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Статья 34 — о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности: использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике: использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1985 г.)
требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок … не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.)
к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.): использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порно графических представлений: использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков: работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.З).
В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (редакция от 30.12.2008 г.)
Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 17.12.2009 г.)
Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (редакция от 17.06.2010 г.)
В
статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». Статьей 56 предусмотрена возможность прекращения трудового договора с педагогическими работниками по инициативе администрации за применение методов воспитания, связанных с допущением физического и (или) психического насилия над личностью обучающегося, воспитанника, в т.ч. однократного.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-Ф3 (редакция от 30.06.2008 г.)
Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них).

Уголовный Кодекс РФ (Федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.96 г. в редакции от 27.06.2010 г.)
предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми: — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136); -за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992г. (в редакции от 01.07.2010 г.)
наделяет прокуроров полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения.

Закон Самарской области «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» №18-ГД от 06.05.2002г. (в редакции от 11.10.2005 г.)
Основными направлениями работы уполномоченного по правам ребенка закон определил деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав ребенка и участие в законотворческой деятельности по защите интересов детства.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.deti-tlt.ru/informaciya-upolnomochenogo-po-pravam-rebyonka.html