Педагог-психолог
МУ “Приют “Дельфин”
Е. В. Суслова
Процесс вхождения ребенка в социальную среду, овладение им практическими умениями и теоретическими навыками, является социализацией личности. Нередко у ребенка возникают затруднения в усвоение общественного опыта, как в микросоциальной среде – семье, так и в обществе в целом.
Для оказания помощи ребенку в освоении социальных норм, ролей и функций нередко используются методы и формы театрализованной деятельности.
Искусство театра, поставленное на службу успешного и полноценного формирования личности позволяет ребенку быть одновременно и режиссером, и главным героем собственной судьбы.
Воспитание театром преодолевает личностные проблемы ребенка и активизирует его психические процессы: память, мышление, внимание. Проигрывание на сцене ролей в специально созданных условиях, позволяет ребенку наиболее безболезненно прорабатывать личностные проблемы, приобретая новый опыт взаимодействия с окружающими.
Театр, драматургия помогают ребенку проигрывать ситуацию, «переживать» ее, причем наиболее полно, чем это возможно в реальной жизни. Сцена дает ребенку жизненное пространство, многомерное и гибкое. В то время как реальный мир часто бывает узким и ограничивающим.
Сценическое действие помогает ребенку драматически выражать глубинные эмоции, такие как, страх и гнев. На сцене можно обрести свободу от невыносимого стресса, переживания, получить освобождение от напряжения.
Пространство сцены – это продолжение жизни за пределы критериев ее реальности, которое может сопровождаться музыкой, танцем, светом и цветовым воздействием. Атмосфера театра способствует достижению максимальных терапевтических эффектов, при минимальном риске.
Участие в театрализованных действиях дает возможность психике ребенка освободиться от тягостных и неосознанных травмирующих переживаний в социально приемлемых формах; заполнить дефицит эмоционального развития, путем творческого самовыражения.
Ориентируясь на комплексный подход, в работе с детьми используются следующие формы и методы: психодрама, игровая терапия эмоционального отреагирования, терапия творческим самовыражением (изготовление своей куклы, маски, костюма), куклотерапия средствами кукольного театра.
В работе приюта используется программа интегрированной системы мероприятий, которые проходят в едином контексте приключений героев сказок в тридевятом царстве, герои которой становятся попутчиками, идя каждый к своей цели.
Активное участие ребенка в освоении культуры человеческих отношений и ценностей позволяют ему приобрести необходимые для дальнейшей жизни навыки и успешно их реализовывать, занимая активную жизненную позицию.
Успешная социализация ребенка обеспечивает эффективное взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми.
1 комментарий
Организация кукольного театра, школьного театра обеспечивают вариативность и индивидуализацию обучения, социализацию и активизируют субъектную позицию ребенка.