Воспитание патриотизма
как важнейшей общечеловеческой ценности подрастающего поколения.
(из опыта работы ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»)
В Национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детстве с чувства любви к близким людям, дому, родному краю и народным традициям. Каждый человек приходит во взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит его дальнейшее будущее.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении, женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию - клиенты нашего приюта «Дельфин» - зачастую оторваны от родных детей и семей, у них потеряна связь с прошлым, прервана преемственность поколений. Равнодушие подрастающего поколения к патриотическим идеалам, чаще всего, возникает от незнания. Дети и подростки, поступая в «Дельфин», не всегда знают историю родного края, культуру города, его почетных граждан.
Одним из приоритетных направлений административной деятельности учреждения в рамках системы патриотического воспитания является построение такого реабилитационно- воспитательного пространства, которое, по мнению Н. Д. Никандрова, современного педагога-новатора, «формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а, развиваясь в созидательном направлении».
В социальном приюте «Дельфин» разработана и успешно внедряется система патриотического воспитания, основной целью которой является формирование личности воспитанника, обладающего общечеловеческими ценностями, прочными гражданскими позициями, способного к адаптации в обществе и проявлению активной гражданской позиции.
Среди приоритетных направлений патриотического воспитания можно выделить следующие:
× Духовно-нравственное направление
× Культурно-историческое направление
× Гражданско-правовое направление
× Военно-патриотическое направление
Система деятельности по патриотическому воспитанию реализуется педагогическим коллективом приюта во взаимодействии с социальными партнерами.
В рамках партнерских отношений, в целях патриотического воспитания детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организуются совместные мероприятия территориального, муниципального и регионального уровня.
На протяжении нескольких лет ежеквартально воспитанники приюта посещают познавательные экскурсии в Техническом музее ОАО АВТОВАЗ.
Представители Самарского регионального отделения Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун» - почетные гости ежегодного торжественного мероприятия «Гордость флага», посвященного Дню Российского флага.
Наряду с социальными партнерами педагогический коллектив приюта из года в год обсуждает проблемы патриотического воспитания детей за круглым столом.
Воспитанники «Дельфина» постоянные участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-игровых программ, организованных на базе военно-патриотического клуба «Гвардеец» в МБУ СОШ № 78.
Ежегодно с участием курсантов Тольяттинского Военного Университета и ветеранов ВОВ и Труда проводятся праздничные программы «Служу России!», «Здравица миру и памяти», «Сегодня – мы все космонавты!»
Традиционно силами воспитанников приюта проводятся социальные акции «Старость надо уважать», «Ветеран живет рядом», «Марафон памяти», которые позволяют детям–сиротам, подросткам, оказавшиеся в социально-опасном положении, увидеть проблемы другого человека, проявить сострадание и милосердие к ближнему.
Воспитанники творческой мастерской «Голубая рапсодия», обучающиеся по специальности «Парикмахер», активно участвуют в акциях «Забота» и «К юбилейным датам», на которых организуются бесплатные стрижки ветеранам и малоимущим слоям населения.
Благодаря ежегодной благотворительной акции, которая проходит в военном госпитале г. Тольятти, подростки имеют возможность не только поздравить с праздником своих «старших братьев», но и увидеть пример для подражания в готовности к выполнению воинского долга.
По инициативе приюта традиционно в микрорайоне организуются праздники, которые способствуют сплочению разновозрастных групп детей, эмоциональному насыщенному общению друг с другом, интеграции детей-сирот в общество.
Благодаря активному социальному взаимодействию с городским сообществом организовано шефство над памятником маршалу Г.К. Жукову в 11 квартале г. Тольятти. Ежегодно воспитанники приюта «Дельфин» совместно с учениками школ № 51,58,59, воспитанниками детских домов и интернатов г.о. Тольятти № 1, 3, 4 10, социально- реабилитационного центра «Гармония», облагораживают прилегающую территорию, высаживают цветы, участвуют в митингах, торжественных линейках с награждением лучших учеников и детей – сирот.
Наиболее успешным является сотрудничество приюта «Дельфин» с Территориальным органом самоуправления 11-го квартала (ТОС №11) и Советом Ветеранов Автозаводского района г.о. Тольятти, с которыми ежегодно проводятся совместные районные мероприятия, посвященные календарным государственным, православным и фольклорным праздникам.
Воспитанники приюта активно приобщаются к традициям и общественной жизни города через участие в многочисленных мероприятиях и акциях, проводимых в ознаменование важных дат: «Год семьи», «Чистый город», «День знаний», «День пожилого человека» и др.
Показателем активной жизненной и гражданской позиции является результативное участие воспитанников приюта в конкурсах различного уровня:
- 6 воспитанников приюта стали победителями Всероссийского православного конкурса «Святые заступники Руси»,
- воспитанники приюта «Дельфин» одержал победу в конкурсе, организованном Государственной Думой РФ «За лучший «Гимн семьи».
В результате реализации комплекса мероприятий системы патриотического воспитания у воспитанников социального приюта «Дельфин» наблюдается:
-повышение внутренней заинтересованности в духовно- нравственной и патриотической деятельности,
- формирование гражданской грамотности;
- развитие способности к установлению контактов и взаимодействию с другими людьми, к проявлению толерантного отношения,
-наиболее осознанный выбор ценностных ориентаций и моделей социально приемлемого поведения.
На сегодняшний день, благодаря активной социальной и гражданской позиции, сотрудничеству с социальными партнерами городского, областного и российского уровня, успешно решаются актуальные проблемы современного патриотического воспитания подрастающего поколения.
Директор Лященко С.М.