Азбука приемной семьи

Педагог-психолог Е. В.Суслова

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель (в привычном восприятии).

Что необходимо знать и уметь родителям?

Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, включая удовлетворение всех потребностей: от физиологических, чувства безопасности, солидарности, уверенности в себе и до самореализации.

Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают социальным умениям и навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду.

Родители должны уметь распознавать симптомы нарушений психологического здоровья ребенка, распознавать и оценивать уровни изменения психологического здоровья в семейной системе, уметь грамотно и адекватно реагировать на изменения.

Одна из важнейших перспектив – формирование навыков осуществления роли «родитель как учитель своих детей», и обучение – это родительская позиция в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Кандидаты в приемные родители, обычно считают, что они от природы обладают необходимыми навыками воспитания детей и, как правило, успешно.

Особое внимание уделяется формированию и развитию эмпатийных и экспрессивных умений, а также толерантных установок у будущих приемных родителей.

Кандидаты в приемные родители должны подробно познакомиться с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами.

Успешную деятельность приемных родителей можно определить как степень соответствия возможностей приемной семьи потребностям конкретного приемного ребенка.

Приемная семья будет успешной, если причины взятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, кроются в смысложизненных ориентациях семьи, то есть те люди, для которых смысл жизни состоит в сохранении человеческого в человеке, будут успешными приемными родителями.

При появлении в семье нового человека происходят изменения, даже если это естественная ситуация (рождение родного ребенка, брак), тем более, когда образуется новая семейная система, в связи с появлением незнакомого (формально неродного) ребенка, социально депривированного и дезадаптированного, нередко имеющего задержки в развитии и нарушения в поведении. Семье и ребенку требуется время на адаптацию.

Приемная семья в своем развитии имеет особые периоды, которые называются «штилем». Этап «штиля» для приемных семей составляет 11 – 24 месяца проживания ребенка в семье. Неблагоприятное завершение такого этапа приводит приемных родителей к разочарованиям и депрессии. Это трагедия, как для семьи, так и для ребенка.

Возможно ли повлиять на неблагоприятный исход?

Анализируя неуспешные приемные семьи, был составлен перечень нерешенных своевременно вопросов:

  • непрофессиональное внешнее сопровождение (нерелевантные решения, неадекватные методики, необъективная и ненадежная информация);
  • недостаточная изученность феномена «приемная семья» и феномена «приемная семья как динамическая система»;
  • оптимизация отношений между приемными и биологическими родителями;
  • игнорирование роли приемного отца;
  • не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);
  • кризисные периоды развития приемного ребенка;
  • отрицательная роль социального окружения (школа, детский сад, соседи).

Общие стратегии и тактики успешной приемной семьи:

относиться к приемному ребенку как к своему собственному.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.deti-tlt.ru/psy-articles/azbuka-priemnoj-semi.html

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.