«

»

Мар 16 2010

Распечатать Запись

Мифы и реалии приемной семьи

Мифы о приемной семье:

1. Нарушение взаимодействия приемной семьи с биологическими родственниками приемного ребенка. Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к приемным родителям чрезвычайно важно для успешной его социализации. Изоляция от биологических родителей вызывает у ребенка чувства отверженности, вины, невыплеснутого гнева. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы приемного ребенка, что может затруднять формирование эмоциональной привязанности к приемным родителям. Для таких детей характерно конфликтное поведение в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Подобное поведение может глубоко фрустрировать родителей, особенно если у них есть определенные неадекватные ожидания относительно того, как ребенок должен вести себя. Сильное расхождение между их фантазиями и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка, также осложняет установление тесного эмоционального контакта между ним и приемными родителями. Это порождает у них чувство собственного бессилия и отчуждения, заставляет предъявлять к ребенку повышенные требования. При этом, чем дисфункциональнее приемная семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, родные дети и приемные дети. Что препятствует успешному преодолению трудностей и установлению гармоничных, эмоционально близких отношений.

DSC_0324

2. Страх, что у ребенка «неблагоприятный генофонд». Под влиянием этого страха приемные родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, рассматривая их как проявление болезни. «Я» ребенка бессознательно наполняется для родителей негативными качествами, а достоинства преуменьшаются. В приемной семье возникают такие негативные явления как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограниченность принятия ребенка. Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное, тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так как у других.

3. Недоверие к себе как к родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Это приводит к гиперпротекции – баловству, чрезмерной заботе при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений. Гиперпротекция неизбежно приводит к различным проблемам во взаимоотношениях вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ несостоятельного родителя. У приемных родителей возникает чувство бессилия в воспитании приемного ребенка. Чтобы объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, родители часто используют тезис о «плохой наследственности».

4. Состояние стресса, связанное с необходимостью соответствовать определенным социальным ожиданиям.

DSC_6229

5. Проблема вхождения (адаптации) приемных детей в семью, что предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям семьи. В свою очередь она сама не в состоянии избежать изменений, не смотря на свое сопротивление им. Семья должна либо переструктурироваться, либо отказаться от ребенка. В процессе интеграции ребенок становиться либо частью семейной системы, и, в этом случае, можно сделать заключение о его адаптации, либо так и останется внешним элементом, и, как результат, дезадаптируется. Семьи обладают определенными психологическими условиями, которые могут способствовать адаптации, а могут вытеснять ребенка из семейной системы.

6. Игнорирование отца. В нашей стране семья не является субъектом права (договор заключатся с конкретным человеком). К сожалению, эта доминанта переносится на практику и игнорируется роль семьи (роль другого родителя, детей, прародителей). Самоустранение отца от воспитания приемных детей, неготовность отцов к конструктивному взаимодействию со специалистами службы семьи, их неспособность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные ведет к тому, что приемный ребенок не имеет возможности освоить социальные роли отца и мужа.

Дите Оли Зубр.

УСПЕШНАЯ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – семья, способная удовлетворить все потребности конкретного ребенка вплоть до его самореализации и самоактуализации.

Потребности ребенка, оставшегося без попечения родителей.

-физиологические потребности (голод, жажда, одежда, дом, соматическое здоровье);

-потребность в безопасности (чувство защищенности, избавление от страха, неудач, агрессивности);

-потребность в принадлежности и любви (ощущение принадлежности к семье, общности; быть в семье (общности) признанным, принятым, понятым, любимым; иметь возможность открыто выражать свои чувства);

-потребность в уважении (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет);

-познавательные потребности (знать, уметь, понимать);

-эстетические потребности (гармония, красота, порядок);

-потребность в самоактуализации, самореализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

У детей, оставшихся без попечения родителей, практически все эти потребности не удовлетворялись, в результате этого у детей возникают депривационные нарушения.

Депривация – это недостаточное удовлетворение основных потребностей ребенка. Депривация формируется в ситуации плохой заботы о ребенке, жестокого и пренебрежительно обращения с ним.

Депривация проявляется в недоверии к людям, боязливости, чувстве страха, беспомощности и обиды, подозрительности к миру и к людям, в нарушении психического, эмоционального и интеллектуального развития, в недоразвитии или утрате социальных навыков, в утрате активности и инициативности, в нарушении поведения, в искажении развития личности и самосознания.

Эмоциональная привязанность к приемным родителям у таких детей будет формироваться с большим трудом. Переживания, связанные с депривацией, надолго сохраняются в психике ребенка. При определенных обстоятельствах, когда дети уже находятся в приемных семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм в виде агрессивного поведения, обидчивости, желания делать назло, депрессивных и тревожных реакций. В этом случае важно оказать семье и ребенку своевременную психологическую помощь.

Компенсация последствий депривации возможна путем создания оптимальной для развития ребенка богатой окружающей среды с направленными воздействиями и теплыми эмоциональными контактами. Если в приемной семье ребенок найдет безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и тепло, то его проблемы разрешимы. Развитие ребенка будет происходить успешнее в процессе его собственной активной деятельности, в непрерывном диалогическом, эмоциональном контакте с взрослыми и осмыслении этой деятельности и себя в ней.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.deti-tlt.ru/psy-articles/mify-i-realii-priemnoj-semi.html

1 комментарий

  1. пластол.укр

    Лиманский район занимает лидирующую позицию в области по количеству приемных семей. Здесь в 36 семьях воспитываются 77 детей, оставшихся без попечения родителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: