Закон совмещающихся сосудов … в педагогике

Терехина А. В.

Педагог психолог

МУ “Приют “Дельфин”

А. В. Терехина

Идея воспитания стара как сам мир, породивший ее. Воспитывали всегда, всех и всеми возможными способами. Воспитывают животные, воспитывают люди, воспитывает система. Для самого процесса воспитания необходимы, по крайней мере, хотя бы два субъекта, один из которых будет до боли знакомым нам ПЕДАГОГОМ. Профессия распространенная, но, к сожалению, чисто женская. Гендерная принадлежность педагога несомненно повлияла на общую психограмму профессии. Что и говорить, у ПЕДАГОГА «женское лицо», а воспитываем и девочек, и мальчиков, между прочим! Ну и чего потом удивляться мужчинам, подозрительно напоминающим ту самую первую Марью Ивановну, при каждом поводе всплескивающую ладошками у груди. Но, шут с ней, с гендерной принадлежностью. На Руси-матушке всегда «мужской дефицит» был, и кому нужен такой «кормилец» с заработной платой педагога? Оставим тему…

Так вот собственно мы к чему клоним, женский характер профессии проявляется во всем, а именно в психологическом восприятии самого педагога своей профессиональной роли. Мы ждем чисто рационального подхода к делу? Отнюдь, у женщин физиологически более развито эмоциональное полушарие головного мозга, какого «рацио» мы от нее можем ожидать. Понятно? Отсюда и все эти: «мне так обидно», «я чувствую себя загнанной лошадью», «никто не видит и не ценит моей работы» и прочие, прочие лирические отступления чисто женского стиля. Кто сказал, что мы глупые? Напротив, логическое мышление на высоте, анализ и синтез в прекрасной форме, но вот эмоции…Эмоции, скажем вам – это сила, но - как ни досадно - больше разрушительная, чем созидательная. Как мы работаем? А кто сказал, что мы вообще способны разделять работу и всю остальную личную жизнь. Как бы не так! Мы не работаем, мы живем работой, и на работу мы чаще ходим дружить! Как прекрасно осведомлены мы о семейных и прочих неурядицах коллег, как искренне сочувствуем (или радуемся) их проблемам. Мы знаем имена всех детей, мужей и свекровей, и всегда готовы откликнуться на зов о помощи. Так стоит ли удивляться тому, что мы – педагоги с женским лицом реализуем на работе именно тот стиль воспитания, который непосредственно обусловлен нашим собственным жизненным сценарием.

Нам так мало признания от администрации, ну и ладно, ведь ПЕДАГОГ в принципе предназначен для служения детям, а отношения с администрацией вполне могут ограничиваться сугубо формальным общением. Да и функция административного аппарата несколько иная, здесь главное чтобы весь организм учреждения функционировал отлажено и без перебоев. Мы получаем признание от воспитанников и коллег, собственных детей больше, чем от любимого супруга? О чем это может говорить? Да все о той же безграничной преданности профессии, мы бы даже сказали - прорастании в нее. По статистике, самый большой риск отчуждения в супружеских парах врачей, психологов, психиатров и педагогов, а все по той же причине – забота о воспитанниках превыше всех забот. А зачем мы замуж-то выходили? От него чего-то ждали и (как неожиданно!) он тоже ждал и ждет от нас проявления заботы и внимания. Мы не о той заботе и внимании, что в пословице «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок», мы о духовной связи.

Так – плавненько – подплываем мы к психологическому возрасту. Считается, что психологический возраст, это эмоциональное состояние человека, его самосознание. Вы все чаще видите себя в одном возрастном поле с воспитанниками? Поэтому возможно, вы выбираете в своей деятельности либерально-попустительский стиль управления или демократический. Первый – ничего хорошего, в плане результата воспитательного воздействия. Второй – прекрасный выбор, если это не граничит с анархией. Вы психологически взрослее, чем есть (думаем, вы также ощущали себя и в детстве). Ну, что ж, авторитарный стиль не самый плохой вариант для российского менталитета, и вполне оправдан в социальных учреждениях. Только стоит помнить о том, что есть дети, к которым такой стиль воспитания не может быть применен ни в коем случае! Ваш психологический возраст соответствует биологическому? Не верим! Педагог – вечное дитя, причем воспринимайте это как комплимент и похвалу в вашу честь!

И, наконец, пару слов о позиции педагога… Дорогие наши! Какие могут быть позиции в профессии гуманитарного толка! В канаву все позиции! Сегодня мы – компьютеры, потому что важнейшее мероприятие и все зависит от четкого соблюдения схем и правил. Завтра в нас проснулся «великий полководец» и мы примериваем на себя роль «начальника». А почему бы и нет? Сублимируем энергию активного начала, так хочется порой покомандовать, вот так по-простому, по-нашему, с размахом, короче, по-матерински. Да, в конце концов, все мы девчонками были, вот отсюда и приятельские отношения с воспитанниками, поболтать о том-о сем, окунуться в мир детских отношений, да просто повеселиться от души, так же непосредственно, как это могут делать только дети.

Вот и все! Не может в нашем деле быть клише, нет в нем стандартных позиций, так как профессия наша очень даже человеческая, и мы-то с вами не понаслышке знаем, чего стоит нам всегда оставаться женщиной.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.deti-tlt.ru/psy-articles/zakon-sovmeshhayushhixsya-sosudov-v-pedagogike.html

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.